Травинская Мария Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №33" г. Рязань

Консультация для родителей " Развитие речи детей и подготовка к обучению грамоте"

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

развитый речевой  слух; четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает правильное проговаривание); знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

Необходимо учить детей вслушиваться  в звучание слов, развивать  умение узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце слова).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных, вводятся условные обозначения:

гласные звуки - красный цвет, согласные – синий.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

Игры на закрепление  правильной артикуляции звуков и

на развитие фонематического слуха.

Они не требуют тщательной подготовки, их можно проводить на прогулке, по дороге в детский сад….

1. «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как пыхтит чайник на плите, как тикают часы и т.д.)

2. «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать, например, на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.). Делить слова на части, слоги.

3. «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

4. «Поймай песенку» Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши.  Звуки произносятся протяжно: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. д.

5. «Где прячется звук»  Предлагайте ребенку слова: например – ослик, дом, кольцо, колесо, овощи, кот и др. Просите определить позицию звука О в слове, где стоит звук: в начале, середине или конце слова.

6.  «Измени слово»  Ребенку предлагаются картинки с односложным словом. Например «ДОМ».  Необходимо изменить слово, чтобы увеличилось количество слогов: до – мик, до – ми - шко, до – ми- ще и т.д.

7. «Мягкий – твердый» Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол.

22 января 2020 в 21:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.