Травинская Мария Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №33" г. Рязань
Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с волшебными буквами"Содержание Пояснительная записка……………………………………………………..2 Актуальность ……………………………………………………………….3 Цели и задачи……………………………………………………………….5 Целевые ориентиры………...………………………………………………6 Материально-техническая база……………………………………………7 Тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте детей 6 -7 лет…………………………………...……………………………………….8 Взаимодействие с родителями……………………………………………..9 Список литературы………………………………………………….…….11
Пояснительная записка. Методическая разработка направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Она реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей первостепенное значение имеют: •создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; •максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; •творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; •вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; •уважительное отношение к результатам детского творчества; •единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Актуальность Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в речевом развитии к школьному обучению в условиях логопедических групп дошкольных учреждений. Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети с общим недоразвитием речи освоить эти процессы без специального обучения не могут. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Цели и задачи Цель методической разработки: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основные задачи по методической разработке: Дать представления о предложении (без грамматического определения). Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков. Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.Целевые ориентиры Интересуется смыслом слова. Различает на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями. Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове. Согласовывает слова в предложении. Образовывает (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Имеет навыки построения сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.). Ведет диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; доброжелателен и корректен с собеседниками, имеет сформированную культуру речевого общения. Имеет представления о предложении (без грамматического определения). Составляет предложения, делит простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Составляет слова из слогов (устно). Выделяет последовательность звуков в простых словах Знает буквы алфавита как знаки обозначения звуков. Умеет писать печатные буквы, как письменные обозначения звуков. Самостоятельно выполняет графические изображения букв алфавита. Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Материально-техническая база
-картотека дидактических игр по обучению детей грамоте; - картотека дыхательных упражнений; - картотека артикуляционной гимнастики; - картотека динамических пауз; - картотека чистоговорок; - изготовление лэпбука по обучению грамоте «В мире согласных звуков»; - консультации для педагогов; -консультации для родителей; -оформлены альбомы синонимов, антонимов, омонимов; - изготовлены схемы слов и предложений; - изготовлен наглядный материал и демонстрационный; - подобраны сюжетные картинки; - оформлен уголок «Маленький грамотей».
Перспективное планирование по подготовке обучения детей к грамоте в подготовительной к школе группе
· Сентябрь. · 1 неделя – Звуки, буквы. Гласные А,О,У. · 2 неделя – Предложение. Звуки Э, Ы, И. · 3 неделя – Звуки М, М'. Буква М. · 4 неделя – Звуки Н, Н'. Буква Н. · Октябрь. · 1 неделя – Звуки П, П'. Буква П. Ударение. · 2 неделя – Звуки Т, Т'. Буква Т. · 3 неделя – Звуки К, К'. Буква К. · 4 неделя – Звуки Х, Х'. Буква Х. · 5 неделя – Звуки (К-Х) и (К'-Х'). · Ноябрь. · 1 неделя – Звуки Ф, Ф'. Буква Ф. · 2 неделя – Звуки В, В'. Буква В. · 3 неделя – Звуки (В-Ф) и (В'-Ф') · 4 неделя – Звуки Б, Б'. Буква Б. · Декабрь. · 1 неделя – Звуки (Б-П) и (Б'-П'). · 2 неделя – Звуки Д, Д'. Буква Д. · 3 неделя – Звуки (Д-Т) и (Д'-Т'). · 4 неделя – Звуки З, З'. Буква З. · Январь. · 1 неделя – Звуки Г, Г'. Буква Г. · 2 неделя – Звуки (Г-К) и (Г'-К'). · 3 неделя – Звуки С, С'. Буква С. · Февраль. · 1 неделя – Звуки (З-С) и (З'-С'). · 2 неделя – Звуки Л, Л. Буква Л. · 3 неделя – Звук Й. Буква Й. · 4 неделя – Звук Ц. Буква Ц. · Март. · 1 неделя – Звук Ш. Буква Ш. · 2 неделя – Звук Щ. Буква Щ. · 3 неделя – Звук Ж. Буква Ж. · 4 неделя – Звук Ч. Буква Ч. · Апрель. · 1 неделя – Звуки Р, Р'. Буква Р. · 2 неделя – Разделительный Ь и Ъ. · 3 неделя –Гласная двухзначная буква Я. · 4 неделя – Гласная двухзначная буква Е. · Май. · 1 неделя - Гласная двухзначная буква Ё. · 2 неделя – Гласная двухзначная буква Ю. · 3 неделя – Алфавит. · 4 неделя – Мониторинг.
Взаимодействие с родителями Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Содержание работы с семьей по направлению «Подготовка к обучению грамоте».
Список литературы 1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003. 2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001. 3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993. 4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989. 5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990. 7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998. 8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000. 10. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000 11. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998. 12. . Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982. 13. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994. 21 января 2020 в 18:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.