Травинская Мария Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №33" г. Рязань

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с волшебными буквами"

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………..2

Актуальность ……………………………………………………………….3

Цели и задачи……………………………………………………………….5

Целевые ориентиры………...………………………………………………6

Материально-техническая база……………………………………………7

Тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте детей 6 -7 лет…………………………………...……………………………………….8

Взаимодействие с родителями……………………………………………..9

Список литературы………………………………………………….…….11

 

Пояснительная записка.

Методическая разработка направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Она реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей первостепенное значение имеют:

•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•уважительное отношение к результатам детского творчества;

•единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых,     к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.           Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние,                которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода         и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают,             то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка            и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний,          где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо                  актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе        и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей      в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются                  особые требования, небольшие   отклонения  не беспокоят родителей              и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с отклонениями в речевом развитии к школьному обучению  в условиях логопедических групп дошкольных учреждений.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие                      школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.              Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает  в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Дети              с общим недоразвитием речи освоить эти процессы без                           специального обучения не могут. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи

Цель методической разработки: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи по методической разработке:

Дать представления о предложении (без грамматического определения). Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков. Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Целевые ориентиры

Интересуется  смыслом слова. Различает на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями. Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове. Согласовывает слова в предложении. Образовывает (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Имеет навыки построения сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.). Ведет диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; доброжелателен и корректен с  собеседниками, имеет сформированную  культуру речевого общения. Имеет представления о предложении (без грамматического определения). Составляет предложения, делит простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Составляет слова из слогов (устно). Выделяет последовательность звуков в простых словах Знает буквы алфавита как знаки обозначения  звуков. Умеет писать печатные буквы, как письменные обозначения звуков. Самостоятельно выполняет графические изображения букв алфавита. Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

 

 

 

Материально-техническая база

 

-картотека дидактических игр по обучению детей грамоте;

- картотека дыхательных упражнений;

- картотека артикуляционной гимнастики;

- картотека динамических пауз;

- картотека чистоговорок;

- изготовление лэпбука по обучению грамоте «В мире согласных звуков»;

- консультации для педагогов;

-консультации для родителей;

-оформлены альбомы синонимов, антонимов, омонимов;

- изготовлены схемы слов и предложений;

- изготовлен наглядный материал и демонстрационный;

- подобраны сюжетные картинки;

- оформлен уголок «Маленький грамотей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по подготовке обучения детей к грамоте в подготовительной к школе группе

 

· Сентябрь.

· 1 неделя – Звуки, буквы. Гласные А,О,У.

· 2 неделя – Предложение. Звуки Э, Ы, И.

· 3 неделя – Звуки М, М'. Буква М.

· 4 неделя – Звуки Н, Н'. Буква Н.

· Октябрь.

· 1 неделя – Звуки П, П'. Буква П. Ударение.

· 2 неделя – Звуки Т, Т'. Буква Т.

· 3 неделя – Звуки К, К'. Буква К.

· 4 неделя – Звуки Х, Х'. Буква Х.

· 5 неделя – Звуки (К-Х) и (К'-Х').

· Ноябрь.

· 1 неделя – Звуки Ф, Ф'. Буква Ф.

· 2 неделя – Звуки В, В'. Буква В.

· 3 неделя – Звуки (В-Ф) и (В'-Ф')

· 4 неделя – Звуки Б, Б'. Буква Б.

· Декабрь.

· 1 неделя – Звуки (Б-П) и (Б'-П').

· 2 неделя – Звуки Д, Д'. Буква Д.

· 3 неделя – Звуки (Д-Т) и (Д'-Т').

· 4 неделя – Звуки З, З'. Буква З.

· Январь.

· 1 неделя – Звуки Г, Г'. Буква Г.

· 2 неделя – Звуки (Г-К) и (Г'-К').

· 3 неделя – Звуки С, С'. Буква С.

· Февраль.

· 1 неделя – Звуки (З-С) и (З'-С').

· 2 неделя – Звуки Л, Л. Буква Л.

· 3 неделя – Звук Й. Буква Й.

· 4 неделя – Звук Ц. Буква Ц.

· Март.

· 1 неделя – Звук Ш. Буква Ш.

· 2 неделя – Звук Щ. Буква Щ.

· 3 неделя – Звук Ж. Буква Ж.

· 4 неделя – Звук Ч. Буква Ч.

· Апрель.

· 1 неделя – Звуки Р, Р'. Буква Р.

· 2 неделя – Разделительный Ь и Ъ.

· 3 неделя –Гласная двухзначная буква Я.

· 4 неделя – Гласная двухзначная буква Е.

· Май.

· 1 неделя - Гласная двухзначная буква Ё.

· 2 неделя – Гласная двухзначная буква Ю.

· 3 неделя – Алфавит.

· 4 неделя – Мониторинг.

 

 

Взаимодействие с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению  «Подготовка к обучению грамоте».

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Оформление центра книги в группе

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Октябрь

Консультация «Развитие речи детей и подготовка к обучению грамоте»

Развитие у родителей умений по улучшению развития речи дошкольников и подготовке к обучению грамоте.

Ноябрь

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации по реализации образовательной области «Речевое развитие».

Декабрь

Игротека «Как выучить с ребенком буквы»

Ознакомление родителей с формами работы по ознакомлению с  буквами с детьми старшего дошкольного возраста.

Январь

Консультация «Подготовка к обучению грамоте. Давайте поиграем…»

Оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Февраль

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников. Пальчиковые игры».

Расширение знаний о значении пальчиковых игр в развитии дошкольников.

Март

Родительское собрание «Развитие познавательно-речевой сферы деятельности детей во взаимодействии с родителями.

Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы  деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома.

Апрель

Литературная гостиная «Мама, папа, я – читающая семья»

Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Май

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Список литературы

1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

4.  Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5.  Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.

6.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

7.  Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

8.  Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

10. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000

11.  Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

12. . Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

13.  Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.

21 января 2020 в 18:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.